Истоки, развитие и расцвет флорентийской мозаики в Западной Европе
Флорентийская, или мозаика из твердых камней (Pietre Dure), сформировалась как самостоятельное художественное явление к началу XVII в. Истоки этого вида искусства восходят к античной традиции работы с разными видами мрамора. Главным нововведением, привнесенным эпохой Ренессанса в технику каменной мозаики, стали фигуративные изображения и применение минералов, твердость которых существенно превышала твердость мрамора. В мозаичной мастерской Galleria dei Lavori, основанной Фердинандо Медичи во Флоренции в 1588 г., основные жанры «живописи в камне» сложились уже в первые десятилетия ее деятельности. В дальнейшем эта мастерская стала своеобразным экспортером идей и технологий, а также исполнителем заказов королевских домов Европы. Роскошные мозаичные панно, на создание которых нередко требовалось несколько лет, идеально подходили для возвеличивания тонкого просвещенного вкуса, богатства и политического могущества государей. Именно поэтому произведения флорентийской мозаики украшали в XVII–XVIII вв. дворцовые интерьеры почти всех европейских столиц, а впоследствии стали предметами гордости крупнейших мировых музейных собраний: Государственного Эрмитажа, Лувра, Прадо, Метрополитена, Хофбурга, Музея Виктории и Альберта. Основные этапы истории Pietre Dure рассмотрены в данной статье на примерах наиболее значимых памятников из этих музеев.
Уже с Античности мозаики
становятся важным элементом монументальной
архитектурной декорации. Материалом для них служили небольшие одинаковые кусочки
(тессеры) кубической формы из
стекла, мрамора или пасты. Собранные с их помощью изображения назывались римлянами
opus tessаllatum — набор из кусочков*. Для другого вида античных мозаик, преимущественно геометрического характера,
обычно использовались полигональные мраморные пластины
разной окраски и величины. Такой мозаичный набор получил
название opus sectile — резная
работа или pavimentum — пол.
В эпоху Возрождения данный вид мозаичного искусства
был доведен до виртуозного артистизма. Используя различные
пластины из мрамора и твердых камней, мастера стали создавать фигуративные изображения,
соперничавшие с живописными. Такая техника
(commesso — инкрустация) художественной мозаики из поделочных камней складывалась во Флоренции на протяжении XVII–XVIII вв. и получила
название Pietre Dure, или (в отечественной литературе) флорентийская мозаика. Произведения
«живописи в камне» обрели станковую форму
в виде столешниц, панно-вставок в мебели, элементов декорации в зонах интерьера. Трудоемкость изготовления большого количества пластин
из твердого камня (на создание мозаичной столешницы, например, уходили годы), потребность
в запасах исходных материалов с широкой гаммой
цветов и фактур обусловливали единичный характер и высокую стоимость готовых работ. Именно
поэтому основной круг заказчиков составили
представители европейских королевских домов
и высшей аристократии.
Произведения в технике Pietre Dure ныне входят в крупнейшие мировые музейные собрания.
Они есть в Государственном Эрмитаже, Лувре,
Версале, Прадо, Метрополитен-музее, Хофбурге,
музее Виктории и Альберта. История искусства
флорентийской мозаики не завершилась в ХХ в.,
и в наше время появляются яркие самобытные
произведения, выполненные уже на новом технологическом уровне. Основные сюжеты этой увлекательной истории будут последовательно рассказаны нами в тематическом цикле статей. Здесь мы
рассмотрим возникновение и расцвет Pietre Dure
в Западной Европе.