Истоки, развитие и расцвет флорентийской мозаики в Западной Европе

heading_title

Флорентийская, или мозаика из твердых камней (Pietre Dure), сформировалась как самостоятельное художественное явление к началу XVII в. Истоки этого вида искусства восходят к античной традиции работы с разными видами мрамора. Главным нововведением, привнесенным эпохой Ренессанса в технику каменной мозаики, стали фигуративные изображения и применение минералов, твердость которых существенно превышала твердость мрамора. В мозаичной мастерской Galleria dei Lavori, основанной Фердинандо Медичи во Флоренции в 1588 г., основные жанры «живописи в камне» сложились уже в первые десятилетия ее деятельности. В дальнейшем эта мастерская стала своеобразным экспортером идей и технологий, а также исполнителем заказов королевских домов Европы. Роскошные мозаичные панно, на создание которых нередко требовалось несколько лет, идеально подходили для возвеличивания тонкого просвещенного вкуса, богатства и политического могущества государей. Именно поэтому произведения флорентийской мозаики украшали в XVII–XVIII вв. дворцовые интерьеры почти всех европейских столиц, а впоследствии стали предметами гордости крупнейших мировых музейных собраний: Государственного Эрмитажа, Лувра, Прадо, Метрополитена, Хофбурга, Музея Виктории и Альберта. Основные этапы истории Pietre Dure рассмотрены в данной статье на примерах наиболее значимых памятников из этих музеев.

Уже с Античности мозаики становятся важным элементом монументальной архитектурной декорации. Материалом для них служили небольшие одинаковые кусочки (тессеры) кубической формы из стекла, мрамора или пасты. Собранные с их помощью изображения назывались римлянами opus tessаllatum — набор из кусочков*. Для другого вида античных мозаик, преимущественно геометрического характера, обычно использовались полигональные мраморные пластины разной окраски и величины. Такой мозаичный набор получил название opus sectile — резная работа или pavimentum — пол. В эпоху Возрождения данный вид мозаичного искусства был доведен до виртуозного артистизма. Используя различные пластины из мрамора и твердых камней, мастера стали создавать фигуративные изображения, соперничавшие с живописными. Такая техника (commesso — инкрустация) художественной мозаики из поделочных камней складывалась во Флоренции на протяжении XVII–XVIII вв. и получила название Pietre Dure, или (в отечественной литературе) флорентийская мозаика. Произведения «живописи в камне» обрели станковую форму в виде столешниц, панно-вставок в мебели, элементов декорации в зонах интерьера. Трудоемкость изготовления большого количества пластин из твердого камня (на создание мозаичной столешницы, например, уходили годы), потребность в запасах исходных материалов с широкой гаммой цветов и фактур обусловливали единичный характер и высокую стоимость готовых работ. Именно поэтому основной круг заказчиков составили представители европейских королевских домов и высшей аристократии. Произведения в технике Pietre Dure ныне входят в крупнейшие мировые музейные собрания. Они есть в Государственном Эрмитаже, Лувре, Версале, Прадо, Метрополитен-музее, Хофбурге, музее Виктории и Альберта. История искусства флорентийской мозаики не завершилась в ХХ в., и в наше время появляются яркие самобытные произведения, выполненные уже на новом технологическом уровне. Основные сюжеты этой увлекательной истории будут последовательно рассказаны нами в тематическом цикле статей. Здесь мы рассмотрим возникновение и расцвет Pietre Dure в Западной Европе.

Яндекс.Метрика